Потекаев Николай Николаевич

Потекаев Николай Николаевич
Потекаев Николай Николаевич

Директор Московского научно-практического Центра дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения города Москвы (МНПЦДК), заведующий кафедрой кожных болезней и косметологии ФУВ РНИМУ имени Н.И.Пирогова, главный дерматовенеролог и косметолог Департамента здравоохранения Москвы, президент Национального альянса дерматологов и косметологов, профессор, доктор медицинских наук, Заслуженный врач РФ

Как Вы считаете, лидерские качества воспитываются в человеке, или с ними нужно родиться? Бывают ли не прирожденные лидеры, а «сделавшие себя сами»? К какому типу относитесь Вы?

Считаю, что лидер – это, в первую очередь, руководитель, способный брать всю полноту ответственности на себя и отвечать за других людей. Безусловно, есть некие врожденные особенности личности и определенные черты характера человека, которые способствуют становлению его в качестве лидера. Тем не менее, лидерские качества можно развить в себе самостоятельно. В принципе любой человек, желающий достичь цели и имеющий достаточно силы воли, чтобы работать над собой, может добиться успеха. Пожалуй, мне больше импонирует эта точка зрения без упования на некие личные исключительные способности.

Как Вы впервые поняли, что можете быть лидером в командной работе? Можно описать конкретную ситуацию, какой-то первый успех в роли лидера.

Впервые принять ответственность за других людей мне поручили мои одногруппники во время учебы в медицинском институте, когда выдвинули меня на позицию старосты. Условно говоря, этот опыт можно назвать «лидер по неволе», потому что никто из ребят не соглашался заниматься так называемой общественно полезной деятельностью. Однако, пребывание в роли старосты группы, в целом, очень помогло мне развивать способности к общению с окружающими и эффективному взаимодействию с людьми.

Назовите три главных свойства, личных качества, присущих настоящему успешному лидеру.

Отвечу словами Максимилиана Робеспьера: «У лидера есть две важные черты; во-первых, он сам куда-то идет, во-вторых, он может повести за собой людей». Ну, а третье, как уже было сказано выше – способность брать на себя ответственность.

Назовите Ваши личные качества, которые помогают Вам успешно справляться с ролью лидера.

Наверное, юмор. Хорошее настроение очень важно, когда речь идет о командной работе и выстраивании межличностных отношений.

Есть ли у Вас собственные эффективные «приемы», которые Вы используете, исполняя функции лидера? Может быть, девиз, фраза, совет, метод?

Надо всегда оставаться самим собой.

Должен ли лидер всегда нести ответственность за ошибки команды? В каких случаях да, а в каких – нет?

Безусловно, всегда. Недаром Уинстон Черчиль в свое время изрек: «Ответственность — это та цена, которую мы платим за власть».

Как Вы действуете, если в вашей команде назревает конфликт? Какую модель управления используете? Есть ли место демократии, плюрализму в командной работе, если Вы ее возглавляете?

Конфликт — своеобразный маркер проблем в коллективе и является не причиной этих проблем, а их следствием. Следовательно, выявив глубинную суть причины конфликта, мы можем принять те или иные управленческие решения и предотвратить его возникновение в последующем.
Что касается демократии, то настоящая командная работа как раз и подразумевает демократический стиль управления, сочетающий принцип единоначалия с активным вовлечением подчиненных в процессы принятия решений и управления организацией.

Какие ошибки, на Ваш взгляд, часто совершают начинающие, неопытные лидеры? От каких действий Вы хотели бы предостеречь молодых коллег?

Начинающие, неопытные лидеры могут поддаться искушению демонстрации собственных амбиций. Хотелось бы предостеречь их от потери самокритики.

Может ли эффективный лидер при этом оставаться успешным специалистом в своей узкой отрасли? Если да, то расскажите, как это удается Вам?

По всей видимости, может. Для соблюдения подобного баланса требуется лишь правильная организация личного времени, определение приоритетов в работе, энтузиазм и преданность своему делу.

Возможен ли в Вашей профессии творческий подход? Какие стороны командной работы должны быть строго регламентированы, а какие – более свободны?

Регламент в бюрократии, творчество в инновациях.