Морозов Сергей Павлович

Морозов Сергей Павлович
Морозов Сергей Павлович

Главный внештатный специалист по лучевой диагностике Департамента здравоохранения города Москвы, директор ГБУЗ «Научно-практический центр медицинской радиологии Департамента здравоохранения города Москвы», доктор медицинских наук, профессор

  1. Как Вы считаете, лидерские качества воспитываются в человеке, или с ними нужно родиться? Бывают ли не прирожденные лидеры, а «сделавшие себя сами»?

— Как всегда, в жизни крайностей не бывает и есть очень большое количество лидерских качеств, которым можно научиться, для этого существуют множество программ, как, например, «Саммит Менеджмент по Радиологии», который проходит ежегодно. Есть такие люди, у которых лидерские качества заложены генетически от рождения. Но многие могут лидерские качества в себе развить. Лидерские навыки развиваются за счет того, чтобы учиться правильно ставить цели, стремиться к механизму достижения поставленной для себя цели. Учиться мотивировать себя и команду на достижения успеха, учиться мыслить позитивно.  Учиться сообщать и коммуницировать свои мысли, свое видение сотрудникам и руководителям. Этому можно научиться, я считаю, любой человек может развить в себе лидерские качества. Есть, конечно, и элементы везения, те кому повезло попасть в программу по подготовке или в соответствующее окружение. Окружение имеет огромное значение! Лидеры должны расти в соответствующей среде, самое главное в детстве не подавить в корне эти качества, которые закладываются. Мне кажется уместна фраза: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».

К какому типу относитесь Вы?

— Хочется верить, что я их комбинирую. Я постоянно чему-то учусь, постоянно смотрю организационные модели, читаю и ориентируюсь на примеры и биографии различных известных людей. Например, меня когда-то очень впечатлили мемуары Уинстона Черчилля, очень впечатляют биографии великих людей, не важно из какой страны они происходят. Есть набор лидерских книг и примеров, в которых люди делятся своими привычками, мыслями, практиками тренировок.

  1. Как Вы впервые поняли, что можете быть лидером в командной работе?

—  Я это понял еще в школе, когда автоматически попадал на какие-то позиции, например, председателя совета отряда. У меня тогда каким-то образом была возможность реализовывать маленькие проекты, убеждать своих сверстников. Например, выступать у доски и рассказывать остальным как решать математические задачи. Потом огромное значение для меня имел мой факультет в институте, где я учился в команде очень талантливых студентов, из которых очень многие получились известными лидерами. К счастью, в институте я был окружен сильными личностями и это была атмосфера скорее не конкуренции, а сотрудничества. Мы друг другу помогали, советовали, проводили различные научные конкурсы, олимпиады медицинских студентов. Было много сотрудничества, это позволяло почувствовать себя в правильном направлении, понять каким образом можно что-то придумать, реализовать… Тренировка лидерских навыков непрерывна, самое главное – нужно все время делать что-то непривычное, браться за новые проекты, которые для тебя не привычны, говорят это называется выйти из зоны комфорта, но мне кажется, в случае лидера, это и есть приходить таким образом в свою зону комфорта, в зону динамики, где есть развитие. Я очень часто цитирую фразу: «Многие люди считают наличие проблем – проблемой», но это не так, это не проблема. Нужно помогать себе и другим решать проблемы, становиться лучше, это основное действие в командной работе. Если думать и помогать другим, тогда и коллеги и люди скажут вам, что вы – лидер, потому что мы доверяем вам решение наших проблем.

  1. Назовите три главных свойства, личных качеств, присущих настоящему лидеру.

— Прежде всего – это смелость в постановке задач. Второе – это умение коммуницировать цели, свое видение, рассказывать, объяснять почему это важно. Третье – это доведение дела до результата, не останавливаться на середине пути, помогать себе и другим достигать результата. Лидер сочетает в себе качества, где есть творческая составляющая – придумать, а затем вдохновить других, и рациональная составляющая – умение довести до реализации поставленную задачу, это и отличает лидера от творческого человека с одной стороны, и хорошего менеджера или администратора, с другой стороны.

  1. Назовите Ваши личные качества, которые помогают Вам успешно справляться с ролью лидера.

— На этот вопрос хочется ответить шуткой. Мне очень нравится цитата Уинстона Черчилля: «Успех – это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма».

  1. Есть ли у Вас собственные эффективные «примеры», которые Вы используете, исполняя функции лидера? Может быть, девиз, фраза, совет, метод?

— Самый главный прием – это очень внимательно слушать людей, тех, с кем вы разговариваете, и из общего рассказа вычленять самое главное. Это как работа врача, который занимается диагностикой, выслушать симптомы и поставить диагноз. Это очень сильно тренирует медицина — выявить главное. Поэтому умение слушать я поставлю на первое место. Второе – это постоянное получение новой информации, читать, смотреть, переваривать какую-то новую информацию и раскладывать ее по полочкам. Для этого помогает прием, который называется: «Выспаться», и жить в режиме. Я очень люблю цитату: «Дисциплина – это свобода».  Если большинство рутинных дел войдет в привычку, тогда освобождается огромное количество времени на реализацию всевозможных креативных проектов. Если вы правильно и вовремя питаетесь, поддерживаете себя в тонусе, высыпаетесь, смотрите позитивно на жизнь, тогда Вы можете мыслить конструктивно, позитивно, эффективно, тогда вы всегда сможете выступать в роли лидера.

  1. Должен ли лидер всегда нести ответственность за ошибки команды? В каких случаях да, а в каких нет?

— Конечно да, конечно несет, но в любом случае ответственность делегируется и распределяется. Мне кажется есть заблуждение в этом вопросе, так как лидер — это не статичная категория, в команде может быть и несколько лидеров, и у каждого своя область проявления. Обязательно должны быть последователи, преемники. Останавливаться на этом пути нельзя, поэтому появление новых лидеров – это огромная ценность. Чтобы проявлялись новые лидеры, они тоже должны нести ответственность, за ошибки несут ответственность все члены команды в меру своей доли участия. Лидер должен так поставить задачи, чтобы каждый понимал свою долю ответственности.

  1. Как Вы действуете, если в вашей команде назревает конфликт? Какую модель управления используете? Есть ли место демократии, плюрализму в командной работе, если Вы ее возглавляете?

— Нужно включить рациональное мышление, переключиться на логику, эмоции необходимо отключать в этот момент. Конфликт может быть и продуктивным, если он не переходит на личности, переход на личности необходимо пресекать, и даже авторитарно, необходимо устанавливать правила в команде. Главное сохранять здоровую стабильную психологическую атмосферу внутри коллектива, это тоже одно из слагаемых успеха. Без плюрализма в команде быть не может, мой принцип состоит в том, что демократия существует на этапе выработки решений, а когда принято решение, то реализация уже происходит через административные методы, это то, что называется исполнительная власть, и тогда прекращается какое-либо обсуждение. Для меня очень важно чтобы обсуждение переходило к действию. Обязательно все члены команды должны себя проявить, высказать мнение, принять участие в формировании задачи.

  1. Какие ошибки, на Ваш взгляд, часто совершают начинающие, неопытные лидеры? От каких действий Вы хотели бы предостеречь молодых коллег?

— Чаще всего это переход на эмоции, неготовность контролировать свои эмоции; второе – это неумение делегировать задачи, это сложно, но этому надо учиться с самого начала, для этого нужно доверять членам своей команды. Фраза: «Хочешь сделать хорошо, сделай сам» — это как раз одна из фраз ошибок, потому для лидера очень важно научить действовать через своих коллег, сотрудников, через членов команды. Предостеречь молодых коллег я бы хотел от нерешительности, от страха. Надо ставить достаточно амбициозные цели и находить варианты решения.

  1. Может ли эффективный лидер при этом оставаться успешным специалистом в своей узкой отрасли? Если да, то расскажите, как это удается Вам?

— С одной стороны да, с другой стороны, мне кажется, что не всегда это успешно получается, а просто создается видимость того, что можно оставаться успешным специалистом и лидером в команде. Пытаться усидеть на 2-х стульях – обязательно что-то одно будет получаться плохо. Если Вы хотите стать успешным лидером, нужно много времени посвящать на развитие своих лидерских качеств, поэтому многим необходимо принимать решение выбора. Но и интересоваться развитием своей специальности, конечно, хорошо.

  1. Возможен ли в Вашей профессии творческий подход? Какие стороны командной работы должны быть строго регламентированы, а какие более свободны?

— Он не то что возможен, он обязателен, является основной частью профессии.

Строго регламентируются принципы обеспечения безопасности, любых видов безопасности: физической, предупреждения внештатных ситуаций, безопасности в случае возникновения конфликтной ситуации, это все регламентируется очень жестко, а вот процессы создания новых идей могут быть более творческими, и правда она где-то по середине, потому что есть не строгая регламентация, а устанавливаемые правила работы, которых надо придерживаться, иногда они бывают формальные, иногда неформальные, самое главное не пытаться все зарегламентировать, написать на любую тему приказы, потому что по сути эти приказы могут не исполняться. Очень хороший формат, когда начинается какой-то новый вид деятельности, нарабатывается практика и опыт и только затем формируется регламент.